Любовь Майкова (в девичестве Орлова) родилась 5 марта 1899 года подо Ржевом, в маленькой деревне Брюханово. Она стала младшей из девяти детей в крестьянской семье. Всё её образование – один класс церковно-приходской школы, потому до конца жизни Любовь писала с ошибками. На дальнейшее обучение не было времени: с восьми лет девочке приходилось много и тяжело работать. Она и шила, и ткала, и пряла, и землю возделывала, и матери помогала по хозяйству. А для души и Бога пела в церковном хоре и наизусть помнила полторы сотни псалмов.
Когда отец, состарившись, перестал плотничать и поступил работать сторожем при церкви, Люба впервые увидела художника. Она прибегала проведать батюшку и, улучив момент, наблюдала за тем, как иконописец создаёт лики святых. Как он смешивает краски и набирает нужный оттенок на кисть. Больше всего ей нравилось смотреть, как «маляр» пишет облака. А необычный «дяденька» её не отгонял, не подозревая, что однажды молчаливая зрительница сама начнёт писать картины...
Любовь Орлова вышла за Анатолия Майкова по деревенским меркам поздно, в 26 лет. На восьмом году брака родила мальчика. И почти сразу овдовела: супруга убили лихие люди. Спустя пять лет снова вышла замуж, крепко влюбившись в Николая Лебедева, который был моложе своей наречённой на одиннадцать лет. Они души не чаяли друг в друге, родили сына, но наслаждаться семейным счастьем им выпало недолго: все планы разрушила начавшаяся война.
Позже Любовь Майкова вспоминала, как в тот страшный для неё день 1941-года с другими женщинами рыла окопы, а всех деревенских мужиков забрали на фронт. Люба переправилась на другой берег Волги, хотела побежать за колонной мобилизованных, догнать, но военные не пустили: не положено. Так она и не смогла обнять своего Коленьку напоследок да благословить на долгую и трудную дорогу. А через год он пропал без вести где-то на Смоленщине. Сама Любовь Майкова была отчего-то уверена, что он, получив ранение, утонул во время переправы через реку. Чувствовала? Знала?
В 1990 году Любовь Майкова напишет картину «Колюшка-Любушка. Прощание» с простым и пронзительным сюжетом. Жена в чёрном вдовьем одеянии обнимает мужа, предчувствуя, что они уже никогда не увидятся. Посреди реки стоит на якоре парусник, который вот-вот должен отправить солдата на войну. С борта уже машут руками такие же новобранцы, торопят. А влюблённые на берегу всё не могут разомкнуть объятий и разлучиться…
В 1942 году Любовь с двумя детьми и старым отцом эвакуировались из родного села и обосновались в деревне Селище. Но война и рок продолжали собирать свою страшную дань с семьи. На новом месте Любовь схоронила отца, а следом за ним и младшего сына, который утонул, упав с обрыва в Волгу.
Как пережила ту беду – про то только она и Бог ведали. Но надо было поднимать старшего сына. От труда Люба никогда не бегала: работала уборщицей, письмоносицей, дежурной на телефоне. Жила в ветхой пристройке к дому, в котором располагался Селищенский сельсовет.
После четверти века одиночества жизнь Любови Михайловны совершила резкий поворот. 70-летняя вдова повстречала 35-летнего "художничка". Несмотря на огромную разницу в возрасте они сошлись и прожили вместе больше пятнадцати лет. Он называл её Любушкой-голубушкой, она его – Капелькой. Рисовать он её совсем не учил, но, видимо, послужил проводником той силы, которая в 79 лет и подтолкнула Любовь Майкову к самовыражению в творчестве. И со временем легкие карандашные наброски на газетах и конфетных обёртках обернулись призванием.
Однажды ей задали вопрос, почему она начала рисовать так поздно, на что художница ответила так: «Раньше просто некогда было. Как время освободилось от трудов, захотела воспариться, жизнь украсить. А когда рисуешь, мысль занята, вроде нужды и горя нет».
В 1984 году с Любовью Майковой познакомился московский художник и коллекционер Владимир Мороз.
«Летом 1984 года я гостил у друзей в Селищах, и мне посоветовали сходить к тёте Любе: мол, она замечательно грибы солит, - вспоминал Владимир Мороз о той удивительной встрече. - Я вошёл в избу Майковой и загляделся. Взгляд мой, словно магнитом, потянуло к небольшим картинкам на стенах – гуашам, вставленным в простые рамки, либо просто приколотым к стене булавками… Тётя Люба давно уже уложила грибы в принесённые мной ведра, а я все не мог оторваться. Я чувствовал, что вижу художника, которого давно хотел увидеть: чистого, с детской душой, не продажного, работающего, как говорил Дюрер, «для славы Божией». Я предложил тёте Любе продать мне эти картинки, чтобы показать их в Москве. Она охотно мне их отдала, но деньги взяла только за грибы».
Владимир Мороз привёз ей холсты и краски, и с этого дня она окончательно и бесповоротно перешла на живопись маслом, по наитию освоив эту сложную технику. Самостоятельно смастерила себе и мольберт из фанеры.
Первая персональная выставка деревенской художницы состоялась в Москве через два года после судьбоносной встречи. На афише Дома культуры на Волхонке было написано: «Живой родник. Выставка работ 86-летней крестьянки Любови Михайловны Майковой».
На выставку пришли представители богемы: художники, артисты, критики, музыканты. Пожаловала туда даже знаменитая оперная певица Елена Образцова с дирижёром Альгисом Жюрайтисом. Многие зрители были настроены скептически: ну что такого необычного может показать бабушка, впервые приехавшая в столицу из глухомани? И они увидели перед собой пожилую женщину маленького росточка, словоохотливую, непосредственную, сыпавшую прибаутками и держащую себя с высокими гостями на равных, с большим достоинством.
Необычно поэтичными были и названия её картин: «Полна корзиночка, устала», «Ты моя жизнь бессмертная», «Погибшим под Смоленском воинам подаёт руку мать», «Вечная любовь», «Отдых задумчивых решений», «Могила защищает грудью землю».
Художница изобразила вдов у могилы неизвестного солдата. Каждая молится о своём муже, думая о том, что он, возможно, похоронен именно здесь.
За первой выставкой последовали и другие. И везде художница обязательно объясняла зрителям сюжеты своих картин и с детским восторгом комментировала работы, словно не верила, что они принадлежат её кисти: «Э! Красотища! Граждане, скажите, почему это картина, а на ней дали такие, как море? Ведь почти старуха я, 90 лет, а что наповыдумывала!», «Красотища, кто понимает, а слепому нечего и показывать».
Внезапно свалившаяся на Любовь Михайловну слава её совсем не испортила. Как была добродушной и скромной женщиной (хотя и слыла нелюдимой), так ею и осталась. По-прежнему жила одиночкой в своей небольшой избе, которую самостоятельно покрыла тёсом.
Только вот другие обитатели Селищ, и раньше не принимавшие «пришлую», считая её колдуньей и беспутной женщиной (одна связь с мужчиной вдвое младше чего стоила!), такую перемену в статусе соседки не оценили. Регулярно наезжавшие в деревню журналисты, искусствоведы и иностранцы вызывали у некоторых не гордость за необычную землячку, а раздражение. Шептались, завидовали, не понимали, за что старухе привалила такая удача. А уж когда приехали снимать о Майковой документальный фильм, они, узнав, что «бабку Любу» покажут по телевизору, и вовсе ощетинились: «Да какая она художница! Разве ж настоящие художники такими бывают!»
Любовь Майкова работала в технике масляной живописи с 1984 по 1993 год, пока позволяло здоровье. За это время состоялось более десятка её персональных выставок не только в России, но и за рубежом. Она вошла со своим творчеством во многие мировые каталоги по наивному искусству. Её картины хранятся в музеях и частных коллекциях...
На конец жизни нашей героини пришлось потрясений немногим меньше, чем на молодость и зрелость, вот только прежних душевных и физических сил справиться с ними уже не было.
Все свои сбережения Любовь Майкова потеряла во время «павловской» денежной реформы, из-за которой лишились накоплений миллионы простых советских граждан. Доживала свой век в доме престарелых в городе Кимры. Она умерла 23 марта 1998 года, успев встретить свою 99-ю весну. Денег на достойные похороны не нашлось. Сухонькое тело покойницы завернули в простыню и похоронили бы прямо в ней, если бы в последний момент администрация Селищ не спохватилась и всё-таки не приобрела гроб для своей знаменитой соотечественницы.
Искусствоведы, изучавшие творчество Майковой, особо отмечали тот факт, что она была из породы тех странных и сильных людей, которые, даже пройдя через жесточайшие испытания жизни, не просто сохраняют способность видеть красоту мира, а показывают её другим людям.
Это редчайший дар.
Дар от Бога.
Источник: https://dzen.ru/a/ZIPjLozeGhE3Y_I2
Картины Любови Майковой можно найти ЗДЕСЬ: https://artchive.ru/artists/23764~Ljubov'_Mikhajlovna_baba_Ljuba_Majkova/works
Еще интересна статья Леонида Лернера "Ты моя жизнь бессмертная", которую мы нашли в сообществе ВКонтакте "В одном счастливом детстве "