Но в начале 70-х с необычными творениями Курнина познакомился лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Виталий Иванович Севастьянов. Картины потрясли его. Конечно, с орбитальной станции не видны пейзажи далеких планет и космонавт не мог с полной уверенностью поручиться, что они выглядят именно так, но то, что вероятность этого очень велика, он был убежден. Севастьянова действительно поразило то, насколько точно воспроизвел художник дух космоса, дух Вселенной. Тем более
удивительно, что писать свои картины Георгий Иванович начал за десятилетие до первого полета человека в космос. Сейчас, когда есть фотоснимки поверхностей разных планет, сделанные с помощью мощнейших телескопов с Земли и с космических кораблей, провидческий дар сочинского художника еще более очевиден.Благодаря содействию Севастьянова о творчестве Курнина стало известно всему миру. Публикации в журналах и выставки, начиная с 1971 года, следовали одна за
другой. Успех был под стать творениям – фантастический, астрономический. Однако повседневной жизни Георгия Ивановича это практически никак не коснулось. Лишь гостей стало в дом приходить больше, и при том достаточно именитых. Только вот в голову им прийти не могло, что художник, чье имя гремит по всему миру, за чьи работы предлагаются баснословные суммы, так и ведет более чем аскетический образ жизни. Не прельщали Курнина ни огромные гонорары, предлагаемые за космические полотна зарубежными почитателями его творчества, ни перспектива безбедного существования с собственной специально оборудованной студией и всеми самыми благоприятными условиями для плодотворной работы – он считал, что его творения, его «дети» могут принадлежать только родной стране, только родному городу, где они создаются.Не всем выставкам и проектам из-за политических катаклизмов восьмидесятых годов суждено было осуществиться. Из-за нестабильности в жизни общества интерес и к космосу, и к искусству в целом, и к творчеству Георгия Ивановича Курнина в частности, мягко говоря, поостыл. Однако в 1988 году буквально за
несколько дней до смерти художника закончились съемки фильма о нем, который был посмертно показан на московском телевидении.Все картины Георгия Ивановича и по сей день находятся в Сочи – в хранилищах Музея истории города. По слухам даже еще во вполне приличном состоянии – то есть не сгнили окончательно. Вот уж парадокс нашего времени, нувориши тратят сотни тысяч долларов на покупку бесталанной, но разрекламированной мазни, в то время как настоящее искусство попросту гниёт.
Картины Курнина – это полотна внушительных размеров – два на три метра. Почему именно два на три? Таков размер
самого большого простенка в квартирке Георгия Ивановича. Было бы больше места, скорее всего и произведения были бы еще более монументальными.Георгий Иванович Курнин создал более тридцати пейзажей иных планет. Все их он мыслил в качестве иллюстраций к своей книге – научно-фантастическому роману, о котором, к сожалению, кроме того, что он писал его, иных сведений найти не удалось.
В.И.Севастьянов (летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук) о художнике
Пожалуй, никто в прошлом так точно и с такой тщательностью не регистрировал необыкновенные небесные явления, как древние астрономы Востока, По единодушному утверждению хроник, в 1054 году в созвездии Тельца засияла очень яркая, никем не виденная ранее звезда-гостья.По блеску она превосходила Венеру и некоторое время была третьим, после Солнца и Луны, светилом. Позднее выяснилось, что звезда-гостья – теперь ее называют сверхновой – вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности.
Эту вспышку – редчайшее явление во Вселенной – я увидел на полотне художника Георгия Ивановича Курнина.
Мгновенное свечение сделало хрустальными громады скал и фиордов, подступивших к морю ("Взрыв сверхновой звезды").Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца... Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они
как бы слились в единую симфонию космоса.Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется "Закат па планете Большого Красного Солнца". Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.
Я не без удивления узнал, что Георгий Иванович сначала "слышит" картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал" цвета на слух.
Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник "выплескивает" на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся
на просторные, размером 2×3 метра, холсты.И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передает настроение этих волнующих первых минут. Когда я
разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлеченному, знающему, интересному человеку. И действительно, Георгий Иванович, посвятивший более двадцати лет своей жизни космической фантастике, оказался именно таким человеком. Он необыкновенно требователен к себе.И я верю, что годы труда и упорного творческого поиска принесут заслуженное признание сочинскому фантасту.
Источники: Сайт "Общество фронтира", фотоальбом Картины Г.И.Курнина (размер картинок порядка 2200*1200 пикс.)Мы вышли на публикацию о Г. Курнине через сайт "Земля. Хроники Жизни".
См. также: Геннадий Голобоков. Человек будущего