Точнее не скажешь. Видели же его рисунки очень и очень многие - на них выросло уже три поколения.
С иллюстраций Николая Устинова у одних начиналось знакомство с Л. Толстым, И. Тургеневым, К. Паустовским, М. Пришвиным; другие тут же вспоминают журнал «Мурзилка», в который Устинов, по выражению коллеги и друга художника Владимира Перцова «не вошёл, а ворвался»; у третьих же лирические устиновские пейзажи связаны со стихотворениями Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, И. Бунина, С. Есенина.
Сказки, басни, пересказы Шекспира, иллюстрированные Николаем Устиновым известны во множестве стран от Германии и Испании до Японии и Кореи. Трудно подсчитать, сколько книг проиллюстрировал Николай Устинов, во всяком случае более 400.
Ю.Коваль. ОСВЕЩЕННЫЕ ОКНА
Поздней ночью мы свернули с большака на лесную колдобистую дорогу. Над нами тянули вальдшнепы, уходили на Север гуси, выскочил на дорогу сумасшедший весенний заяц и почесал куда-то по кустам, именно — «почесал».За соснами увидали мы темный силуэт церкви, горбатую ночную деревню. В одном доме еще горел свет.
Как только я увидел свет, у меня отлегло от сердца. Осторожно подкрался я к освещенному окну, заглянул в дом. Человек с бородой — какой-то добродушной бородой, бывают такие на свете — держал в руках кисть. Я постучался в стекло. Бородач пригляделся к ночи за окном и, узнавая меня, воздел руки к небу и закричал что-то очень простое, через стекло я толком не мог разобрать, ну вроде: «О-го-го!»
Он вырвался на крыльцо, начались тут объятия, восклицания, неразбериха и огромная радость, что мы добрались до художника Николая Александровича Устинова.
Долгую ночь толковали мы, смотрели новые рисунки, а утром стали было прощаться, а Николай Александрович и говорит:
— Пожалуй, и я махну с вами на Север!
И махнул. Гуси и журавли шли на Север, и Устинову не отставать!
Я же никак не могу забыть этой весенней ночи: вот подкрадываюсь к окну, стучусь, и Николай Александрович воздевает руки к небу и кричит: «О-го-го!» Признаться, и в Москве я всегда вначале подхожу к окну его мастерской на улице Рылеева. Увижу старого друга, склонившегося с кистью в руках над листом бумаги, постучусь — и получаю свое очередное и чудесное: «О-го-го!»
Не могу себе представить человека, который не любил бы этого художника и человека. Все, кто видел его рисунки, чувствуют его душу и сердце, а это главное в жизни и в художестве. Мастерство же его вполне волшебно. Художник показывает нам порой то, что мы сами знаем и любим, скажем, одуванчики, но — чудак! — так показывает, что мы просто не знаем, как тут быть.
Да можно ли дальше быть таким лопухом и недотепой, ведь вот есть одуванчики, о которых стоит подумать, а ты-то думаешь совсем о другом. Мне кажется, что и одуванчики радуются, что среди людей есть у них такой друг, как художник Николай Устинов.
Николая Александровича иногда называют анималистом, он вдохновенно изображает зверей. Но если он анималист, то уж вселенского профиля: и птицы, и рыбы, и звезды, и люди — все входит в круг этой невиданной анималистики.
Мы с Николаем Александровичем сделали совместно три книги: «Весеннее небо», «Кепку с карасями», «Полынные сказки». Я испытывал только радость и счастье от постоянных его открытий, находок, озарений.
Наш общий друг писатель Виталий Коржиков однажды посадил дуб.
— Мне-то не дождаться, — говорил Виталий, — каким он вырастет красавцем, но мне бы хотелось, чтоб он был похож на дуб, который нарисовал Коля Устинов.
— А ты ему его покажи, — посоветовал я.
— Как то есть? Кого кому показать?
— Покажи твоему дубу: каким он должен быть. Короче: возьми Колин рисунок и дубу твоему покажи.
Виталий говорит:
— Ты с ума сошел?
Потом встретил меня через полгода и говорит:
— Показал. И мне кажется, мой дуб все понял.
Конечно, понял, это уж настоящим дубом надо быть, чтоб не понять силу, простоту и красоту того, как видит и понимает мир художник Николай Устинов.
Юрий КОВАЛЬ, писатель
Источник: https://community.livejournal.com/suer-vyer-/187161.html
Иллюстрации Николая Устинова (найдены в разных источниках в Сети).