Молитва оптинских старцев*. «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все...»
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.
Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
Оптина пустынь – широко известный монастырь Русской православной церкви. Расположен недалеко от города Козельска Калужской области. Старцы Оптиной пустыни стали духовными наставниками для некоторых выдающихся писателей и мыслителей России.
Молитва оджибве**. «О, Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах...»
О, Великий Дух, чей голос я слышу в ветрах
И чье дыхание дает жизнь каждому,
Услышь меня.
Я прихожу к тебе как один из многих твоих детей,
Я слаб... Я мал...
Мне нужна твоя мудрость и сила.
Дай мне идти окруженным красотой
И сделай так, чтобы мои глаза
Всегда видели красный и пурпурный закат.
Сделай так, чтобы мои руки уважали все, сотворенное тобой.
И сделай мой слух острым, чтобы я мог слышать твой голос.
Сделай меня мудрым, чтобы я мог понять то, чему ты научил мой народ,
И чтобы мог выучить твои уроки, скрытые в каждом листе и каждом камне.
Я прошу мудрость и силу
Не для того, чтобы превзойти своих братьев,
Но чтобы победить своего злейшего врага — себя самого.
Сделай меня всегда готовым предстать перед тобой
С чистыми руками и прямым взором.
Чтобы, когда жизнь угаснет, как угасает закат,
Мой дух мог придти к тебе без стыда.
Оджибве – индейский народ алгонкинской языковой семьи, живущий сегодня на территории США и Канады. Оджибве являются «старшим братом» или «хранителями веры» в существующем с XVIII века союзе индейских племен, известном как «Совет трех огней».
Источник фото: Блог (putnik-ost) - Город.томск.ру
Молитва одного из индейских вождей в начале дня. «Создатель, я прошу тебя сегодня помочь мне быть скромным...»
Создатель, я прошу тебя сегодня помочь мне быть скромным. Позволь мне провести день слушая. Помоги мне не хвастать и не болтать. Помоги мне сегодня не делать того, что требует внимания или одобрения окружающих. Я отвечаю только перед Тобой, о Великий Дух. Ты скажешь мне то, что мне нужно знать. Позволь мне изучать уроки своих старейшин. Позволь мне учить детей примером. Сегодня позволь, чтобы мои слова не расходились с делом.
Молитва Сократа. «Любимый Пан и все другие боги...»
Любимый Пан и все другие боги, обитающие здесь!
Подарите мне внутреннюю красоту!
И пусть я выгляжу таким, каков я есть.
Пусть мудрость будет моим единственным имуществом,
А мое имущество пусть будет таким, чтобы я мог носить его с собой.
Сократ (ок. 469–399 гг. до н. э.) – величайший древнегреческий философ, считавший, что мудрость заключена не в глубоких познаниях, а в следовании даймону – внутреннему голосу, голосу души, совести. Он не навязывал истину, а помогал ученикам найти ее самим в собственной душе.
Молитва фараона Рамсеса II. «Кто тогда ты, о мой отец Амон?..»
Кто тогда ты, о мой отец Амон? Забыл ли отец своего сына? Конечно, несчастна участь ожидающего тебя, противостоящего твоей воле; но благословен тот, кто знает тебя, поскольку твои дела исходят из сердца, полного любви. Я взываю к тебе, о мой отец Амон! Сохрани меня среди множества людей, неизвестных мне; все народы объединяются против меня, и я один; никого нет со мною. Многие мои воины изменили мне, никто из моих всадников не смотрит на меня; и когда я зову их, никто не слышит моего зова. Но я уверен, что Амон для меня значит больше, чем миллион воинов, чем сотни тысяч всадников и десять тысяч братьев и сыновей, даже если они все соберутся вместе. Труд многих людей бессмыслен; Амон господствует над ними.
Рамсес II Великий (ок. 1279–1212 гг. до н. э.) – один из величайших фараонов Древнего Египта, при котором его страна достигла небывалого расцвета.
Е. П. Блаватская. «Молитва есть действие облагораживающее...»
Молитва есть действие облагораживающее, когда она является глубоким чувством или пламенным желанием, вырывающимся из глубины нашего сердца для блага других, но не нас самих и когда в нашей молитве вполне отсутствует что бы то ни было личное, эгоистическое.
Елена Петровна Блаватская (1831–1891) – выдающийся философ XIX века, чье значение до сих пор не оценено по достоинству. Основательница Теософского общества, задача которого – не только открыть для Запада богатства восточной философии, но и показать единый корень всех религиозных и философских доктрин.
Х. А. Ливрага. «Люди забыли, что можно молиться и по-другому...»
Люди забыли, что можно молиться и по-другому, например, используя руки, что в исторические периоды, подобные нашему, бескорыстный труд приближает человека к спасению больше, чем простое движение губ. Во времена зарождения ислама говорилось, что ценнее одна ночь на посту, чем сотня ночей, проведенных в формальной молитве... А это были тяжелые времена... Очень похожие на те, в которые живем мы.
Человек, который сегодня берет кусок глины и наблюдает, как под его руками рождается сосуд или прекрасная ваза, полезные и для других, и для него самого, может непосредственно почувствовать Бога. То же самое можно сказать и о том, кто ткет ковер, и о том, кто вспахивает поле и бросает в борозды семена.
Хорхе Анхель Ливрага Рицци (1930–1991) – философ, писатель, основатель международного движения «Новый Акрополь», которое призвано пробуждать у современного человека интерес к философии, продолжать традицию классических философских школ и пропагандировать философию как образ жизни.
А. де Сент-Экзюпери. «Впервые я понял, что значимость молитвы в безответности...»
Впервые я понял, что значимость молитвы в безответности, что эту беседу не исказить уродством торгашества. Что упражнение в молитве есть упражнение во внутренней тишине. Что любовь начинается там, где ничего не ждут взамен.
Любовь – это упражнение в молитвенном состоянии души, а молитвенное состояние души – укрепление во внутреннем покое.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900–1944) – французский писатель, мыслитель, летчик. Автор «Маленького принца», «Цитадели» и других книг, вошедших в золотой фонд человечества. «Моя настоящая профессия – Приручать», – писал Экзюпери.
П. А. Столыпин. «Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву...»
Каждое утро, когда я просыпаюсь и творю молитву,
Я смотрю на предстоящий день, как на последний в жизни,
И готовлюсь выполнить все свои обязанности,
Уже устремляя взор в вечность.
И вечером, когда я опять возвращаюсь в свою комнату,
То говорю себе, что должен благодарить Бога за лишний дарованный день.
Петр Аркадьевич Столыпин (1862–1911) – выдающийся российский государственный деятель, не только предложивший уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившийся к их проведению наиболее мягкими средствами. На его жизнь было совершено 11 покушений, последнее из которых достигло цели.
Е. И. Рерих. Фрагменты из «Агни-Йоги»
Да поможет мне УчительПринести пользу там, где нужно.
Пусть Миру будет хорошо.
* * *
Владыка, дай силу моему сердцу и мощь
руке моей.
Ибо я слуга Твой.
В лучах Твоих я пойму вечную правду
Сущего.
В голосе Твоем я услышу созвездие Мира.
Владыка, я отдаю тебе мое сердце.
Принеси его во имя спасения Мира.
* * *
Владыка, разреши предать огню лохмотья
лживой обычности,
Не ошибусь, поняв, что Тобою благословлена
крылатая дерзновенность.
В священном горниле скую крылья Алайи.
Не знаю жалоб и ожесточения, и всего, что
заставило бы
Поникнуть мои новые крылья.
Будет нова моя песнь!
Елена Ивановна Рерих (1879–1955) – русский философ, писательница, общественный деятель. Под руководством Учителей Мудрости ею было записано учение «Агни-Йоги», ставшее идейным продолжением «Тайной Доктрины» Е. П. Блаватской. Елена Ивановна видела основную эволюционную задачу современного человечества в возрождении Культуры, опирающейся на мудрость веков, в противовес растущей технократии.
Л. Толстой. «Как Бог должен относиться к молитвам?..»
Как Бог должен относиться к молитвам, если бы был такой Бог, которому можно было бы молиться? Так же, как должен бы относиться хозяин дома, в котором проведена вода, к которому пришли бы жильцы просить воды. Вода проведена, вам стоит только повернуть кран. Так же приготовлено для людей все, что им может быть нужно, и Бог не виноват, что
вместо того, чтобы пользоваться проведенной чистой водой, одни жильцы таскают воду из вонючего пруда, другие приходят в отчаяние от недостатка воды и молятся о том, что им дано в таком изобилии.
Л. Толстой. Из дневника
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – великий русский писатель, мыслитель и просветитель. Толстой вел дневники в течение почти всей своей жизни. Это неотъемлемая часть его биографии, его литературного наследия. Толстой считал, что дневник помогает человеку сосредоточиться в его размышлениях о жизни, обязывает к искренности, откровенности, честности с самим собой – здесь «всякая фальшь сейчас же тобою чувствуется».
Х. Л. Борхес. Молитва
Тысячи раз на двух с детства родных языках мои губы повторяли и еще многократно повторят слова «Отче наш». Я не всегда понимал их. И сегодня, утром первого июля 1969 года, хочу сложить свою собственную, никем не подаренную молитву. Ясно, что тут нужна прямота, превосходящая человеческие силы. Просьбы, насколько я понимаю, неуместны.
Просить об исцелении от слепоты нелепо: знаю множество зрячих, и это не прибавило им ни счастья, ни справедливости, ни ума. Ход времени – головокружительное переплетение причин и следствий. Просить о любой, самой ничтожной, милости значит просить, чтобы стальная хватка этих силков ослабла, просить, чтобы они порвались. Такой милости не заслужил никто. Не хочу молить, чтобы мои грехи простились: прощение – дело других, а спасти себя могу только я сам. Прощение обеляет жертву, но не виновника: его оно просто не касается. Свобода воли – иллюзия, я понимаю, но ее я могу обрести (или думать, что обрел). Могу обрести смелость, которой никогда не имел, надежду, с которой расстался, силу узнать то, о чем ничего не знаю или только догадываюсь. Хочу остаться в памяти не столько поэтом, сколько другом; пусть кто-то повторит слова Данбара, Фроста или человека, видевшего в ночи кровоточащее древо Распятья, и вспомнит, что впервые услышал их от меня. Остальное – пустяк, забвения ждать недолго. Пути мира неисповедимы, но важно не упускать одно: ясной мыслью и праведным трудом мы помогаем мостить эти, непостижимые для нас, пути. Хочу умереть раз и навсегда, умереть вместе со своим всегдашним спутником – собственным телом.
Хорхе Луис Борхес (1899–1986) – аргентинский писатель, известный прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, которые часто маскируют рассуждения о серьезных научных проблемах или же принимают форму приключенческих либо детективных историй.
Махатма Ганди. «Молитва – это первый и последний урок...»
Молитва – это первый и последний урок, обучающий нас благородному и смелому искусству жертвовать собой, какое бы положение в обществе мы ни занимали. Вершиной этого искусства становится защита свободы и чести нашего народа. Вне всяких сомнений, для молитвы необходима подлинная вера в Бога.
Махатма Ганди. «Никакой поступок я не совершаю без молитвы...»
Никакой поступок я не совершаю без молитвы. Человеку свойственно ошибаться. Он никогда не может быть уверен в правильности своих действий. То, что он сочтет ответом на молитву, может оказаться отголоском его гордости. Чтобы получать безошибочные наставления, у человека должно быть совершенно невинное сердце, неспособное ко злу. Не могу сказать, что обладаю таковым. Моя душа несовершенна, она мечется, борется и заблуждается.
Мохандас Карачаманд «Махатма» Ганди (1869–1948) – один из руководителей движения за независимость Индии. Один из немногих людей, сумевших изменить мир, не прибегая к насилию.
К. С. Станиславский. «Молиться можно и под чистым небом...»
Молиться можно и под чистым небом, и под душной кровлей, без слов и со словом, так как не место, а сами люди создают ту атмосферу, которая превращает хлев в великолепный храм.
Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) – выдающийся актер, режиссер, педагог, создатель нового театра, изменившего мировое сценическое искусство.
И. Ильин. О молитве
Человеческий дух не знает более действительного, более чистого утешения, чем молитва. Она несет человеку сразу очищение и укрепление, успокоение и радость, благословение и исцеление. И тот, кто этого не испытал, пусть лучше не судит о молитве: ему самому предстоит еще добиться этого утешения в борьбе и страдании. Тогда он почувствует, что приобщился новому источнику жизни и что в нем самом началось новое бытие, о котором он прежде не имел даже представления.
Современный человек живет на земле в вечных заботах и опасениях, переходя от разочарования к болезни и от личного горя к национальным бедствиям. И не знает, что начать и как преодолеть все это; и подчас с ужасом думает о том, что этот мутный поток будет нести и заливать его вплоть до самой смерти. Однако многое зависит от него самого: это он сам увеличивает себе бремя жизни и не умеет понять истинный смысл несомого бремени. Ибо путь ему указан: ему стоит только почувствовать свою духовную свободу и открыть свое внутреннее око. Это и совершается в молитве...
Нам нельзя тонуть в несущественностях быта. Тот, кто живет ими, тот привыкает к пошлому существованию и сам превращается, по слову юного Гоголя, в «существователя». И вот нам необходимо научиться верно различать духовный ранг жизненных содержаний и приучиться сосредоточивать свое внутреннее внимание на божественной сущности вещей, явлений и событий. Ибо жизненные содержания не равны, не равноценны, не равнозначительны. Среди них есть ничтожные и есть священные; есть такие, которые возводят душу и сообщают ей особую глубину и крепость, и есть такие, которые незаметно разлагают и обессиливают ее, делают ее мелкою, страстною и слепою. Есть такие, которыми стоит жить, и есть такие, которыми не стоит жить. Надо научиться распознавать их, выбирать существенно-священные и жить ими. Тогда и сам человек станет «существенным», он поймет смысл и цель жизни и войдет в живую связь со священной сущностью зримого мира. И путь к этому умению указывает и прокладывает молитва...
Дело в том, что настоящая молитва требует всего человека и захватывает его целиком. Она может излиться и в связных словах, но она может и не найти их, и молящийся будет вместе с Андреем Юродивым лишь восклицать в слезах: «Господи! Господи!! Господи!!!...» И это единое, сердцем насыщенное слово будет весить более, чем множество душевно-полупустых слов. Молитва может найти себе выражение и в благочестивых движениях и обрядах; но бывают и такие молитвы, при которых внешние движения и свершения отпадают совсем. Тяжело раненный не может даже перекреститься. Неподвижно лежащий в окопе не смеет даже пошевелиться. А люди, живущие в эпоху гонения на веру, во время церковного террора, вырабатывают в себе умение молиться внутренней молитвой сердца, которая горит внутренним огнем при совершенно неподвижном, ничего не выражающем лице.
Это пламя внутренней молитвы и есть важнейшее и драгоценнейшее в религии. Оно требует всю душу человека. Здесь все цвета сливаются в белый цвет; все способности души – в единую силу. Феофан Затворник описывает это состояние так: «собранный должен гореть». Здесь мысль не думает, не анализирует, не размышляет, не сомневается, но отдает свою пристальность, свою интенсивность в общий и единый огонь. Здесь нет отдельных волевых решений, но вся стремящая сила воли направлена целиком к единому Предмету. Сердце с его глубоким и нежным чувствилищем становится главным горном души; именно в нем сосредоточивается и сила созерцания, исходя из него и возвращаясь в него...
Возвращаясь к себе после такой молитвы, человек чувствует себя так, как если бы он удостоился посетить свою исконную и священную родину; или еще, – как если бы обновилось самое естество (субстанция) его духовной личности; как если бы его омыл благодатный поток чистоты видения и ведения, утешения и покоя. Он удостоверился в том, что истинная благость и истинная Сила суть едино; он чувствует себя приобщившимся этой благодатной силе; он напился из источника жизни и любви.
После такой молитвы, – даже если она продолжалась всего единую минуту, – у человека остается в сердце некий неугасающий, сияющий угль, который разливает свое сияние через все внутренние пространства личной души и всегда готов снова вспыхнуть лично-сверхличным пламенем. Это можно было бы и так описать: от настоящей молитвы остается в душе тихое, тайное, бессловесное молитвование, подобное немеркнущему, спокойному, но властному свету. Оно непрестанно излучается из глубины сердца, как бы желая осветить и освятить все жизненные содержания души. Это как бы тихое дуновение Божие, идущее из потустороннего мира. Это есть как бы незакрывающаяся дверь в алтарь, к священному месту Божьего присутствия. И отсюда у человека возникает это дивное чувство, будто Потустороннее стало посюсторонним для его сердца и совести...
Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер молился вместе с цветами и деревьями.
Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием.
Державин – созерцая бренность земного и бессмертие Божественного. Пушкин – каждым актом вдохновения. Лермонтов – с ландышами у ручья. Человеку дана от Бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»:
«Боже, устрой, и умножь, и возрасти, на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего, произволяющего, благословляющего и неблагодарного»...
Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше»...
И есть молитва без слов и без слез, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе – «Он есть. Он бдит и я есмь Его орудие». Это молитва утешения и силы.
И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасающего угля; и только.
А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя – в свершении воли Твоей».
И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва – истинным источником жизни и творческой силы.
Иван Александрович Ильин (1883–1954) – русский религиозный философ, писатель и публицист. Российский читатель только знакомится с И. Ильиным, в том числе с его книгой «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», которая «выношена в сердце, написана от сердца и говорит о сердечном пении».