31968077 1580920838696490 1592248100087398400 n
Николай Устинов
Николай Устинов
«Не могу себе представить человека, который не любил бы этого художника и человека. Все, кто видел его рисунки, чувствуют его душу и сердце, а это главное в жизни и в художестве. Мастерство же его вполне волшебно» - так отзывался писатель Юрий Коваль о художнике, иллюстраторе Николае Устинове.

Точнее не скажешь. Видели же его рисунки очень и очень многие - на них выросло уже три поколения.
С иллюстраций Николая Устинова у одних начиналось знакомство с Л. Толстым, И. Тургеневым, К. Паустовским, М. Пришвиным; другие тут же вспоминают журнал «Мурзилка», в который Устинов, по выражению коллеги и друга художника Владимира Перцова «не вошёл, а ворвался»; у третьих же лирические устиновские пейзажи связаны со стихотворениями Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, И. Бунина, С. Есенина.

Сказки, басни, пересказы Шекспира, иллюстрированные Николаем Устиновым известны во множестве стран от Германии и Испании до Японии и Кореи. Трудно подсчитать, сколько книг проиллюстрировал Николай Устинов, во всяком случае более 400. 

Биография Николая Устинова

Устинов Николай Александрович - иллюстратор детских книг о природе Николай Устинов родился в Рязани 10 июля 1937 года. Годы войны провел в рязанской деревне. В 1946 году, когда вернулся с фронта отец, семья переехала в Москву. С 1948 по 1955 год учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), живопись преподавал Андрей Петрович Горский. В 1961 году окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова (МГАХИ). Учился здесь на графическом факультете у Б.А. Дехтерева, Ю.П. Рейнера, М.М. Черемных, П.И. Суворова, занимался гравюрой под руководством М.В. Маторина. Дипломной работой Н.А. Устинова стал "Клоп" В.В. Маяковского. Несколько лет Устинов рисовал зверей в зоопарке, а в 1967 г. с семьёй купил деревенскую избу под Переславлем-Залесским. Время, проведенное там, было очень плодотворным и важным для художника. Там появляются на свет прекрасные произведения к классикам (И.С. Тургеневу и Л.Н. Толстому), рассказам М.М. Пришвина и Г.Я. Снегирева, и И.С. Соколова-Микитова, к стихам о природе, к русским сказкам. Вокруг была такая красота, что Устинов почти все рисовал с натуры. В 1963 году Устинов начал работать в детском журнале "Мурзилка", привлек его туда Юрий Молоканов. Н.А. Устинов говорит, что это сотрудничество с журналом считает для себя "серьезным этапом и большой удачей", а то, что он делал тогда для "Мурзилки" "было гораздо лучше и интереснее многих моих книжек того периода". В редакции журнала была замечательная атмосфера. В дальнейшем Н.А. Устинов сотрудничал со многими российскими издательствами, а также с издательскими домами Германии и Японии. Иллюстрировал «Барона Мюнхгаузена» Распе, «Сказки братьев Гримм». Для немецкого издательства – сборник «Прекраснейших сказок», куда вошло по две французские, немецкие, русские, итальянские и другие сказки. В 1996 году Николай Александрович получил Золотую медаль Российской Академии художеств. В 2000-м был удостоен звание Народного художника России. В 2007-м стал лауреатом Четвертого Всероссийского конкурса произведений для детей и юношества "Алые паруса" в номинации «иллюстрированная книга» – за сборник стихов русских поэтов о природе «Листопад», изданный «Московскими учебниками». Биография найдена здесь: https://vk.com/wall-97989353_280103

Ю.Коваль. ОСВЕЩЕННЫЕ ОКНА

ustinov i koval
Николай Устинов и Юрий Коваль. Фото Виктора Ускова
Николай Устинов и Юрий Коваль. Фото Виктора Ускова
Поздней ночью мы свернули с большака на лесную колдобистую дорогу. Над нами тянули вальдшнепы, уходили на Север гуси, выскочил на дорогу сумасшедший весенний заяц и почесал куда-то по кустам, именно — «почесал».

За соснами увидали мы темный силуэт церкви, горбатую ночную деревню. В одном доме еще горел свет.

Как только я увидел свет, у меня отлегло от сердца. Осторожно подкрался я к освещенному окну, заглянул в дом. Человек с бородой — какой-то добродушной бородой, бывают такие на свете — держал в руках кисть. Я постучался в стекло. Бородач пригляделся к ночи за окном и, узнавая меня, воздел руки к небу и закричал что-то очень простое, через стекло я толком не мог разобрать, ну вроде: «О-го-го!»

Он вырвался на крыльцо, начались тут объятия, восклицания, неразбериха и огромная радость, что мы добрались до художника Николая Александровича Устинова.

Долгую ночь толковали мы, смотрели новые рисунки, а утром стали было прощаться, а Николай Александрович и говорит:

— Пожалуй, и я махну с вами на Север!

И махнул. Гуси и журавли шли на Север, и Устинову не отставать!

Я же никак не могу забыть этой весенней ночи: вот подкрадываюсь к окну, стучусь, и Николай Александрович воздевает руки к небу и кричит: «О-го-го!» Признаться, и в Москве я всегда вначале подхожу к окну его мастерской на улице Рылеева. Увижу старого друга, склонившегося с кистью в руках над листом бумаги, постучусь — и получаю свое очередное и чудесное: «О-го-го!»

Не могу себе представить человека, который не любил бы этого художника и человека. Все, кто видел его рисунки, чувствуют его душу и сердце, а это главное в жизни и в художестве. Мастерство же его вполне волшебно. Художник показывает нам порой то, что мы сами знаем и любим, скажем, одуванчики, но — чудак! — так показывает, что мы просто не знаем, как тут быть.

Да можно ли дальше быть таким лопухом и недотепой, ведь вот есть одуванчики, о которых стоит подумать, а ты-то думаешь совсем о другом. Мне кажется, что и одуванчики радуются, что среди людей есть у них такой друг, как художник Николай Устинов.

Николая Александровича иногда называют анималистом, он вдохновенно изображает зверей. Но если он анималист, то уж вселенского профиля: и птицы, и рыбы, и звезды, и люди — все входит в круг этой невиданной анималистики.

Мы с Николаем Александровичем сделали совместно три книги: «Весеннее небо», «Кепку с карасями», «Полынные сказки». Я испытывал только радость и счастье от постоянных его открытий, находок, озарений.

Наш общий друг писатель Виталий Коржиков однажды посадил дуб.

— Мне-то не дождаться, — говорил Виталий, — каким он вырастет красавцем, но мне бы хотелось, чтоб он был похож на дуб, который нарисовал Коля Устинов.

— А ты ему его покажи, — посоветовал я.

— Как то есть? Кого кому показать?

— Покажи твоему дубу: каким он должен быть. Короче: возьми Колин рисунок и дубу твоему покажи.

Виталий говорит:
— Ты с ума сошел?

Потом встретил меня через полгода и говорит:
— Показал. И мне кажется, мой дуб все понял.

Конечно, понял, это уж настоящим дубом надо быть, чтоб не понять силу, простоту и красоту того, как видит и понимает мир художник Николай Устинов.

Юрий КОВАЛЬ, писатель

Источник: https://community.livejournal.com/suer-vyer-/187161.html

Иллюстрации Николая Устинова (найдены в разных источниках в Сети).

Поделиться

Яндекс.Метрика