Материал из книги Раисы Павловны Кучугановой
"Притчи, бывальщина уймонских староверов"

Красна речь притчей

Старики помнят и бережно хранят обычаи, обряды, предания, легенды, поверья и притчи. Даже короткая встреча с этимиa_323

Музей истории и культуры Уймонской долины, республика Алтай, с.Верхний Уймон
людьми позволяет понять, насколько они мудры. Свои рассказы перемежают пословицами, поговорками, диалектными словами. Они учат уважать старого и малого, с глубоким почтением относиться к родителям, быть радетельными хозяевами в своём доме.
Со слов Григория Гордеевича Огнева: «Девчонки соберутся прясть, которы на веретёшке прядут, которы как, но и вот начнёшь им врать, сказывать что-нибудь. Они бросают прясть да и слу-у-ушают... "Чо сёдни, — спрашивают у них дома, — мало напряли?" — "А там парни были, сказки нам рассказывали..."
Были и такие притчи, сказки, небылицы, что девки прясть и вовсе забывали».

* * *

Деданька рассказывал. Он пришёл с той стороны Бии. Когда они пришли оттедова, их человека три или четыре ли было. Казахи их поймали, в три кожи зашили и у костра положили. Кожи были сыры, коровьи, зашили плотно, не вывернешься.
А у этих-то казахов-то русская девочка была, украденная. «Вот они счас отгуляют и начнут вас костромить1 », — говорит она им. Дедко-то девочку просит: «Ты подкати нас маленько к костру, нитки сгорят, шов распорется». Так она и сделала. Вылезли они из шкур — да на коней, кони-то в сёдлах стояли. Бегут, а следом казахи. Дедка со товарищами вплавь через Бию казахи за ними» Наплывают-наплывают на дедонькиных коней, хотели они тута-ка поймать дедку. А в руках у него батик2 . Возьми он да и батиком шшолкнул3 казаха. Тот в воду свалился. Дедка-то и убежали с товарищами. Так они и пришли в эти места и остались здесь навсегда.


1Бить, колотить.
2Метровая палка с утолщением на конце (кап берёзовый).
3Резко ударил.
* * *

Давным-давно не росла в Уймоне белая берёза. А потом берёза выросла. И поняли люди, что надо им будет идти к Белому царю. Не захотели люди ему подчиняться за то, что он преследовал праведников. Выкопали они большие-пребольшие ямы, поставили в ямы столбы, на столбы крышу, навалили на крышу камней и земли, а потом притащили в яму весь свой скарб, загнали чуда же скотину, привели все свои семьи. Подрубили столбы, и ушла чудь под землю. Эти ямы можно и сейчас в Уймоне за притором увидеть. Много добра находил народ в этих ямах. И называли эти ямы чудью...

Жил давным-давно в долине богатый скотом алтаец Уймонка, и был у него брат. Поссорились братья, и старший стал корить младшего: мол, не твоё это хозяйство, за мой счёт живёшь cialisviagras.com. Обиделся брат да и откочевал вниз по Катуни. Разбогател на новом месте и стал жить ещё лучше, чем старший брат.

* * *

Жил в нашей деревне деданька Иван. Не знало его хозяйство ни замков, ни запоров. Избу и амбары он сроду не закрывал, ворота — и те стояли настежь открытыми. В деревне знали: у дедки Ивана ничо не украдешь. Свои-то, деревенские, понимали это, а тут переселенцы понаехали, и был у них парень — шибко горячий да бойкий. Прослышал он про дедушку, взялся хвастать:
— Ой, да я... Да быть такого не может! Вот увидите: чо-нибудь украду у вашего деда.
Переглянулись люди, промолчали, а сами думают: сходи-ка, возьми.
Весной дело было, дедушка Иван до вечера копал лопатой в огороде, а как сумерки подошли, воткнул в землю лопату — и спать. Парень был не робкий, шмыг в огород, лопату схватил, а выйти из огорода не может... Вот уж побродил он вокруг прясла с чужой лопатой — кругами ходит, а выйти не может, и через прясло никак не перелезть! До самой полуночи бродил, стыдно стало, вдруг люди увидят... Пошёл к деду, взмолился:
— Дедка Иван, забери лопату.
Дед не шевелится, спит. Длинной показалась парню та ночь. Уж походил он с лопатой туда-сюда: то из избы в огород, то из огорода в избу. На колени вставал:
— Дедка, возьми лопату!
А чо толку-то? Как младенец спит старичок.
Заря уже занялась, парень опять в дом заходит с лопатой, дедушка перед иконами стоит на коленях, Богу молится. Парень рядом упал:
— Дедка, возьми лопату!
Повернулся к нему дед Иван, хитро-хитро усмехнулся в бороду и говорит:
— Поставь лопату и иди.
Парень поставил её перед иконами — и пошёл, увидел перед собой дорогу.

Страница музея на сайте СибРО

Книги алтайской тематики (в том числе и книги Р.П.Кучугановой) в Интернет-магазине СибРО

Статья Р.П.Кучугановой "Влияние этнической культуры старообрядцев и поздних переселенцев Уймонской долины на духовно-нравственное становление личности"

Продолжение см. Притчи с Алтая - 2

Поделиться

Яндекс.Метрика