kurnin_2001-big-red-sun-planet
Планета Большого Красного Солнца
Детство Курнина прошло в Средней Азии, в столице Узбекистана городе Ташкенте, где он родился в 1915 году. Там же Георгий Иванович окончил художественное училище, а затем – искусствоведческий факультет Среднеазиатского государственного университета. Еще в студенческие годы его излюбленным живописным жанром стал пейзаж. И со студенческой же скамьи Курнин выработал свой особый творческий метод. Дело в том, что Георгий Иванович обладал исключительной зрительной памятью. Дар отпечатывать зрительный образ в своем воображении во всех мельчайших подробностях и хранить долгое время, позволял ему не писать с натуры. Все пейзажи Средней Азии – тема раннего творчества Курнина – созданы исключительно по памяти, по впечатлению, без предварительных эскизов и набросков. Так художник продолжал работать и в последующие годы.

002-Supernova

Взрыв сверхновой звезды
Когда у Георгия Ивановича пробудился интерес к космосу, сказать сложно. Согласно воспоминаниям одних, Курнин чуть ли не с раннего детства увлекся астрономией, а другие утверждают, будто именно являвшиеся ему перед мысленным взором и переносимые затем на холсты образы далеких планет побудили заинтересоваться этой темой, перечитывать всю доступную в СССР научную и научно-фантастическую литературу о космосе.

003-blue-sun-planet-3

Планета Голубого солнца - 3
В 1949 году Георгий Иванович Курнин поселился в Сочи. На протяжении двух десятков лет лишь только близкие были в курсе творческих открытий художника. А творчеству Курнин посвящал практически все свое время, ведя более чем аскетический образ жизни. Было время, когда искусствовед Георгий Иванович Курнин читал лекции сочинским художникам (называвших его между собой «князь Мышкин»). Но любая необходимость отвлекаться от главного дела жизни досаждала ему. Заботу о Курнине взяла на себя 004-blue-sun-planet-5
Планета Голубого солнца - 5
его старшая сестра, став и хозяйкой в доме, и секретарем, и «спонсором» – именно ее скудная пенсия и была основным источником существования художника.

Но в начале 70-х с необычными творениями Курнина познакомился лётчик-космонавт, дважды герой Советского Союза Виталий Иванович Севастьянов. Картины потрясли его. Конечно, с орбитальной станции не видны пейзажи далеких планет и космонавт не мог с полной уверенностью поручиться, что они выглядят именно так, но то, что вероятность этого очень велика, он был убежден. Севастьянова действительно поразило то, насколько точно воспроизвел художник дух космоса, дух Вселенной. Тем более 005-mars-polar-cap

Пейзаж Марса в районе полярной шапки
удивительно, что писать свои картины Георгий Иванович начал за десятилетие до первого полета человека в космос. Сейчас, когда есть фотоснимки поверхностей разных планет, сделанные с помощью мощнейших телескопов с Земли и с космических кораблей, провидческий дар сочинского художника еще более очевиден.

Благодаря содействию Севастьянова о творчестве Курнина стало известно всему миру. Публикации в журналах и выставки, начиная с 1971 года, следовали одна за 006-moons-landscape

Пейзаж Луны, освещённый Землёй
другой. Успех был под стать творениям – фантастический, астрономический. Однако повседневной жизни Георгия Ивановича это практически никак не коснулось. Лишь гостей стало в дом приходить больше, и при том достаточно именитых. Только вот в голову им прийти не могло, что художник, чье имя гремит по всему миру, за чьи работы предлагаются баснословные суммы, так и ведет более чем аскетический образ жизни. Не прельщали Курнина ни огромные гонорары, предлагаемые за космические полотна зарубежными почитателями его творчества, ни перспектива безбедного существования с собственной специально 007-planet-born-in-2sun-system-
Рождение планеты в системе двух солнц
оборудованной студией и всеми самыми благоприятными условиями для плодотворной работы – он считал, что его творения, его «дети» могут принадлежать только родной стране, только родному городу, где они создаются.

Не всем выставкам и проектам из-за политических катаклизмов восьмидесятых годов суждено было осуществиться. Из-за нестабильности в жизни общества интерес и к космосу, и к искусству в целом, и к творчеству Георгия Ивановича Курнина в частности, мягко говоря, поостыл. Однако в 1988 году буквально за 008-planet-born-in-2sun-system

Рождение планеты в системе двух солнц (2-й вариант)
несколько дней до смерти художника закончились съемки фильма о нем, который был посмертно показан на московском телевидении.

Все картины Георгия Ивановича и по сей день находятся в Сочи – в хранилищах Музея истории города. По слухам даже еще во вполне приличном состоянии – то есть не сгнили окончательно. Вот уж парадокс нашего времени, нувориши тратят сотни тысяч долларов на покупку бесталанной, но разрекламированной мазни, в то время как настоящее искусство попросту гниёт.

Картины Курнина – это полотна внушительных размеров – два на три метра. Почему именно два на три? Таков размер009-planet-of-3sun-first-contac

Планета трёх солнц (Первый контакт)
самого большого простенка в квартирке Георгия Ивановича. Было бы больше места, скорее всего и произведения были бы еще более монументальными.

Георгий Иванович Курнин создал более тридцати пейзажей иных планет. Все их он мыслил в качестве иллюстраций к своей книге – научно-фантастическому роману, о котором, к сожалению, кроме того, что он писал его, иных сведений найти не удалось.

В.И.Севастьянов (летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, кандидат технических наук) о художнике

010-planet-of-3sun-system

Планета системы трёх солнц
Пожалуй, никто в прошлом так точно и с такой тщательностью не регистрировал необыкновенные небесные явления, как древние астрономы Востока, По единодушному утверждению хроник, в 1054 году в созвездии Тельца засияла очень яркая, никем не виденная ранее звезда-гостья.

По блеску она превосходила Венеру и некоторое время была третьим, после Солнца и Луны, светилом. Позднее выяснилось, что звезда-гостья – теперь ее называют сверхновой – вспыхнула в центре знаменитой Крабовидной туманности.

Эту вспышку – редчайшее явление во Вселенной – я увидел на полотне художника Георгия Ивановича Курнина.011-planet-of-emerald-green-sun

Планета Изумрудно-Зелёного солнца
Мгновенное свечение сделало хрустальными громады скал и фиордов, подступивших к морю ("Взрыв сверхновой звезды").

Я не берусь судить о мастерстве Курнина как искусствовед или художник. Тема его произведений близка мне как космонавту. Не раз я пытался представить себе, какими могли бы быть проявления жизни на других планетах, в других галактиках. Курнин показывает нам миры Синего Солнца, Желтого Солнца. Рубиново-Красного Солнца... Работы очень различны и по цвету и по композиции, но все они 012-planet-of-green-sun-rising

Планета Зелёного солнца. Восход
как бы слились в единую симфонию космоса.

Меня убедило в правдивости, если так можно выразиться, фантазии художника точно переданное переплетение света и тени, мягкий переход от одного тона к другому. Именно такая переливчатая гамма цветов видится человеку, побывавшему в космосе. Контрастом по сравнению с первым полотном, написанным в холодных синих тонах, представляется "Закат па планете Большого Красного Солнца". Огромный багровый диск застыл над горизонтом, отдавая последнее тепло лианоподобным растениям, как бы прощающимся с ним.013-planet-of-green-sun

Планета Зелёного солнца

Я не без удивления узнал, что Георгий Иванович сначала "слышит" картину, ярко представляя цвет в музыке, и лишь потом пишет ее. Так Блок слышал еще не созданные стихотворения, так Скрябин "пробовал" цвета на слух.

Услышанный и представленный до мельчайших подробностей космический сюжет художник "выплескивает" на большой холст. Его фантастические симфонии ложатся 014-planet-with-3moons

Планета с тремя лунами
на просторные, размером 2×3 метра, холсты.

И еще одна особенность, отличающая творчество этого фантаста. На его полотнах вы не увидите космической техники. Она осталась где-то за пределами картины. И это, на мой взгляд, естественно, правдиво. Человек, прилетевший на неизведанную планету, о которой столько мечталось, поначалу будет жадно осматриваться. Георгий Иванович очень точно передает настроение этих волнующих первых минут. Когда я015-planet-with-5moons

Планета с пятью лунами
разглядывал полотна в мастерской художника, мне подумалось: написать такое под силу только увлеченному, знающему, интересному человеку. И действительно, Георгий Иванович, посвятивший более двадцати лет своей жизни космической фантастике, оказался именно таким человеком. Он необыкновенно требователен к себе.

И я верю, что годы труда и упорного творческого поиска принесут заслуженное признание сочинскому фантасту.

016-rising-on-the-venus

016-rising-on-the-venus

Источники: Сайт "Общество фронтира", фотоальбом  Картины Г.И.Курнина (размер картинок порядка 2200*1200 пикс.)

Мы вышли на публикацию о Г. Курнине через сайт "Земля. Хроники Жизни".

См. также: Геннадий Голобоков. Человек будущего

Поделиться

Яндекс.Метрика